Центр гражданского образования и прав человека города Перми разработал и реализовал
проект «Студенческие проекты по просвещению учащихся в сфере прав человека».

Равный – равному и современная школа (итоги одного проекта)

 

Одна из трудностей современной школы – плохо простроенные горизонтальные связи. Сегодня не так много возможностей для общения младших школьников с товарищами из других классов. Считая, что сотрудничество и наставничества – важное условие для формирования демократической школьной среды, коллектив Центра гражданского образования и прав человека города Перми разработал и реализовал проект «Студенческие проекты по просвещению учащихся в сфере прав человека». С сентября 2019 года по март 2020 проект был поддержан Фондом президентских грантов.

Конечно, главной задачей проекта было просвещение детей и молодежи в сфере прав человека, развитие механизмов гражданского образования. Но и реализация проекта осуществлялась по необычной схеме: сначала правам человека и основам проектной деятельности обучались студенты пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Студенты этого вуза постоянные участники программ Центра, поскольку администрация понимает значимость практической деятельности для будущих педагогов. Сами студенты в конце проекта отметили, что новый опыт оказался для них непростым, но полезным, давшим возможность посмотреть на школу под другим углом. Студенты, прошедшие обучение, становились тьюторами проекта. Тьюторы, вместе со взрослыми наставниками отправлялись в школы и образовательные организации среднего профессионального образования Перми и Пермского края, где проводили тренинги с учащимися, создавали проектные команды, придумывали проектные идеи. Руководили группами тьюторов тренеры Центра гражданского образования и прав человека Максим Максимчук и Екатерина Шуйская.

Самым сложным, конечно, стал этап реализации проектов, совпавший с концом зимних каникул, разнообразными праздниками и карантинами. Тьюторам пришлось созваниваться с проектными группами школ и техникума, вести длительную переписку, обсуждая как содержательные детали, так и способы действия участников проекта. Отметим, что большинство школьных проектов строилось по принципу: старшие учащиеся делают что-то интересное для младших на тему прав человека. Детям приходилось выстраивать коммуникативные связи с учителями, как своими, так и чужими, собирать ребят из других классов, вовлекать их в свои игры, викторины, мастер-классы, квесты и прочие затеи. Интересно, что большинство школьных команд перед тем, как начать реализацию своих проектов, провели разнообразные исследования – опросы, анкетирования – своих целевых аудиторий на предмет выявления представлений о правах человека. Дети очень удивились как странно порой воспринимаются их товарищами права человека, как ребята не используют свои теоретические знания на практике. Так у школьников появилась еще и педагогическая задача: подобрать такие средства реализации проектной идеи, которые позволят участникам проекта задуматься не только о значимости прав человека, но и начать использовать свои знания в повседневной жизни. Как отмечают сами ребята изменилось и их отношение к правам человека. Готовясь познакомить других, придумывая интересные задания, наши участники проекта углубили собственные знания в этой области. Им стало интереснее разбираться в дискуссионных вопросах прав человека, открылись способы организации обсуждений и дискуссий. Получилась своеобразная «цепочка» наставничества: специалисты Центра гражданского образования и прав человека обучали и сопровождали в проекте студентов, будущих учителей, студенты помогали активным учащимся, вошедшим в состав проектных групп, а учащиеся, реализующие свои проекты, выступили своеобразными наставниками для тех, кто младше или для своих ровесников (разные команды выбирали разные целевые группы), что позволило выстроить разнообразные горизонтальные связи.

Так сложилось, что учащиеся стали тренерами для своих товарищей. Отметим, что тренерами они стали ответственными, поскольку все проекты завершались получением обратной связи от тех, кто был участником. Педагогическая подготовленность и ответственность детей, реализующих свои проекты в образовательных организациях, удивила и восхитила членов жюри фестиваля, который прошел по итогам реализации школьных инициатив. Член жюри, учитель истории и обществознания, руководитель центра гражданского образования и прав человека г. Краснокамска Рудольф Винецкий в своем выступлении отметил высокий уровень методической подготовки участников проекта. Так же Рудольф Валентинович сказал участникам следующее: «Было приятно видеть, что вы реализовывали эти проекты сами. Да, это видно! И этим стоит гордиться. Это первое. То, что это были реальные проекты – это тоже замечательно. Очень радует с точки зрения методики, что у всех проектов были определены цели и задачи. Я объездил ни одну сотню школ Пермского края, знаю большинство педагогов и смею вас уверить, что далеко не все педагоги умеют это делать. То есть они путаются в целях и задачах, а вы это умеете. И это очень здорово!»

Руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека Пермского края Канстанция Викуленко, принимавшая участие в работе жюри фестиваля школьных и студенческих проектов, отмечает следующие моменты: «Я впечатлена! Во-первых, потрясает большое количество команд. И как я понимаю это только малая часть тех, кто работал с проектами в школах. Плюс можно посчитать и тех, с кем работали проектные команды. Получается огромная армия тех, кто не только узнал о правах человека, но и осмыслил значимость этих прав, заинтересовался этой темой. Возможно, это выльется в какие-то серьезные дела. Конечно, решать проблемы прав человека невозможно без общественной поддержки и понимания. Ребята молодцы! Впечатлило, что они заинтересованные, грамотные, подкованные интеллектуально, что они владеют методиками, что дети и молодые люди очень творческие. Верю, что впереди у этих ребят много интересных проектов. И это только начало!»

Проект объединил людей разных возрастов, разного опыта, готовых развивать и продвигать идеи прав человека. Опыт, полученных в ходе работы важен для всех. Специалисты центра серьезно задумались о развитии и совершенствовании коммуникаций, сложившихся в ходе работы. Хочется, чтобы материалы, разработанные в ходе проекта, стали доступны другим образовательным и некоммерческим организациям, поскольку видео, картинки, разработанные викторины и квесты можно использовать для других просветительских задач. Студенты-тьюторы, попробовавшие себя в роли тренеров, озадачились развитием собственных организаторских и педагогических компетенций. А дети и молодые люди, придумавшие и реализовавшие проекты в своих школах думают о том, что еще можно сделать для продвижения идей прав человека. Результаты проекта были представлены на фестивале школьных и студенческих проектов, организованном в отеле «City Star» 14 марта 2020 года.

И пусть впереди у пермяков и жителей края будет много интересных проектов, позволяющих людям встречаться, общаться, открывать новое и делиться собственным опытом.

 

Центр гражданского образования и прав человека, 2003 - 2024

Яндекс.Метрика