Действия в защиту общественных интересов

Защита и продвижение общественных интересов является одной из основных функций некоммерческих организаций и инициативных групп граждан. Подходы к пониманию общественного интереса могут быть самыми разными. Для классификации могут использоваться формально-юридические, функциональные и прочие основания. 
Под «общественным» может пониматься клубный интерес, т.е. интерес какой-либо небольшой группы людей. Например, клуба любителей ящериц, общества садоводов дачного поселка N и т.п. Интересы такого типа, можно назвать «общественными» лишь условно: слишком малой будет общественная группа. Да и понятие «защита» общественных интересов к ним редко применимо. Более подходящими терминами будут «представление», «выражение» интересов и т.п. В контексте данной публикации мы не будем касаться интересов этого типа.
Под «общественными» могут пониматься интересы какой-либо социальной или профессиональной группы. Эти интересы могут защищать общество инвалидов-опорников, союз автомобилистов и т.п. Несмотря на то, что названные некоммерческие организации выражают в первую очередь интересы своих членов, тем не менее, объективно они способствуют продвижению интересов общественной группы в целом. 
Естественно, «общественным» будет все, что связано с интересами всего общества или значительной его части. Защищают или продвигают интересы такого типа многие правозащитные организации, экологические организации и т.п. 
Предложенная типология весьма условна, да и действия инициативных групп и некоммерческих организаций не всегда можно четко классифицировать. Часто в решении некоторых своих задач НКО может действовать весьма узко, защищая только своих членов; решая другие задачи она может защищать более широкие общественные слои. К примеру, отделение общества «Мемориал» N-ского региона может, с одной стороны, в своей благотворительной деятельности помогать только своим членам, с другой стороны, в своей правозащитной и историко-просветительской деятельности та же организация может защищать интересы широких слоев общества. Определяя стратегию, тактику, формы и методы действий в защиту общественных интересов нам, естественно, следует представлять, какой тип общественных интересов мы собираемся защищать. 
Действия в защиту общественных интересов обычно подразделяют на правовые, политические, общественные и просветительские. Подчеркнем, что мы рассматриваем действия в защиту общественных интересов, осуществляемые без применения насилия. При любом режиме, за исключением откровенно диктаторского, такие действия дают больший эффект. В этом можно убедиться, рассмотрев историю человечества за последние полвека. После падения колониализма не найти успешных примеров борьбы с применением насилия. Почему насилие себя не оправдывает понять нетрудно. В этой сфере власть заведомо сильнее. Она имеет подготовленные силовые структуры, оружие и т.д. Конкурировать с властью на этом поле для общественности заведомо бесперспективно. Это хорошо понимали в конце 70-х-начале 80-х лидеры польской «Солидарности», призывавшие своих сторонников: «Не жгите партийные комитеты!». Отказ оппозиции от использования насилия позволил избежать введения советских войск в Польшу, дальнейшее ее ненасильственное сопротивление позволило сравнительно безболезненно поменять социально-политическое устройство. Появившаяся в конце ХХ столетия идея солидарности в борьбе с терроризмом еще более ограничивает возможности насильственных действий в современном мире. 

Правовые действия


Правовые действия связаны с использованием имеющихся правовых норм и механизмов. 
Большое количество правозащитных НКО использует такую форму работы, как организация общественной правозащитной приемной. В таких приемных, как правило, можно получить бесплатные юридические консультации по вопросам защиты прав человека, а иногда и других прав. В ряде случаев правозащитные НКО берут дела некоторых обратившихся под свой патронаж, защищают их права в судах.
В числе распространенных и эффективных форм правовых действий можно также назвать стратегическую тяжбу. Грамотно проведенная стратегическая тяжба позволяет изменить правовую систему, используя только отдельно взятый судебный казус. 
Например, юрист Севастопольской правозащитной группы Роман Романов в 90-е годы выиграл судебный иск, направленный на удаление портрета Ленина из здания суда, аргументировав это тем, что в противном случае суд не сможет быть беспристрастным. В результате из всех украинских судов убрали портреты коммунистического вождя.
Примером стратегической тяжбы может быть и дело И.А.Бернакевича, выигранное им при помощи руководителя правозащитного центра международного общества «Мемориал» О.П.Орлова и адвоката Г.М.Резника. Им удалось добиться принятия Тушинским межмуниципальным судом г.Москвы, а затем и Верховным судом РФ расширительного толкования Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» относительно признания жертвами политических репрессий детей репрессированных по политическим мотивам. Суд отверг доводы прокуратуры о том, что репрессии были направлены против родителей истца, но не против него, согласившись с тем, что истец, лишившись родителей, был ограничен в ряде прав и свобод. Следствием выигранной тяжбы становится сначала использование определения Верховного суда в аналогичных делах, а затем и внесение уточнений в Закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Доведение дела до Европейского суда по правам человека тоже может квалифицироваться как стратегическая тяжба, так как в случае признания нарушения прав человека решение Суда обязывает государство принять меры не только личного характера, но и общего характера. Например, выполняя решение Европейского суда по делу «Бурдов против России» (2002 г.) Российская Федерация внесла в федеральный бюджет страны отдельной строкой выделение средств на выплату компенсаций всем чернобыльским «ликвидаторам», а не только А.Бурдову. 
Избрав стратегическую тяжбу к качестве инструмента правовых действий следует тщательно подойти к выбору подходящего случая, совсем не обязательно браться за первый встретившийся казус. Желательно обратить внимание на жертву, личность которой не должна провоцировать неприязнь публики и судей, а наоборот, вызывать сочувствие. К примеру, если мы возьмемся помогать неопрятному бомжу-гомосексуалисту шансов на успех будет значительно меньше, чем, если бы мы взялись защищать симпатичную студентку. Конечно, все нуждаются в защите, вне зависимости от внешнего вида, пола, национальности и т.п., но в стратегической тяжбе нам важно обязательно выиграть, для того, чтобы во всех подобных делах принимались аналогичные решения. Наша тактика может включать в себя и запланированный проигрыш в судах первой и второй инстанций, для того, чтобы добиться стратегической победы в Верховном или Конституционном суде. Естественно, если мы используем такую тактику, жертва должна понимать ее и согласиться ее применением.
В качестве правовых действий можно рассматривать и распространение в судах решений Европейского суда, Конституционного или Верховного суда РФ, решений отдельных судов РФ и комментариев к ним. Решения таких судебных инстанций и разъяснения к ним часто не доходят до провинциальных судов. Особенно это касается Страсбургского суда. Понимание судьями судов первой инстанции, как применять нормы международного права и Конституции РФ в их практической деятельности может способствовать принятию судьями решений в соответствии с этими нормами.
Возможно применение и других форм правовых действий. 

Политические действия


Политические действия предусматривают использование политических структур и механизмов. 
Не последнее место в ряду политических действий занимают личные контакты с политиками. Понятно, что лоббирование общественных интересов вряд ли будет удачным, если мы не сможем убедить политика / политиков в соответствии этих интересов их собственным. Не надо забывать и о том, что целесообразно сначала выяснить, от кого зависит принятие решений, и работать с ними, а не со всеми, на что сил, скорее всего, не хватит.
Иногда НКО могут выступить в качестве общественного консультанта какого-либо политика. Так, украинские эксперты от НКО, понимая, что в выступлениях Ющенко, которого они поддерживали, было много аморфных и безадресных тезисов, имелся ряд неточностей и т.п., проанализировали его тексты и представили рекомендации, которые были учтены политиком.
Правозащитные НКО разных стран, в том числе России, часто используют такой инструмент политических действий, как представление справок и альтернативных докладов международным организациям. Наиболее эффективно эта форма действий работает, когда государство, в соответствии с принятыми обязательствами, выступает с отчетом перед какой-либо международной структурой, например, перед Комитетом по правам человека ООН, Комитетом против пыток ООН и т.д. Результатом может стать включение рекомендаций НКО в резолюцию соответствующего международного органа по отношению к государству, вынесение вопроса на слушание в национальном парламенте и т.д.
Инициирование в парламенте слушаний по какому-либо важному вопросу может рассматриваться и как самостоятельная форма политических действий НКО. Некоторые НКО используют такую форму, как подготовка законопроектов для органов законодательной власти, касающихся важных для общества вопросов. Естественно, такая работа кроме проработки текста законопроекта должна включать в себя действия по согласованию его в бюрократических инстанциях, лоббирование и т.п. В качестве разновидности законотворческой деятельности НКО можно рассматривать предложение политикам своих законопроектов. При этом, по всей видимости, могут быть случаи, когда для продвижения общественного интереса НКО может «подарить» законопроект политику, не заявлять публично о своем авторстве.
В качестве политических можно рассматривать и действия НКО через средства массовой информации. Особенно эффективными такие действия могут быть перед выборами. 

Общественные действия


НКО имеют немало возможностей воздействовать на власть без использования правовых или политических инструментов, однако часто фантазия организаторов ограничивается лишь петициями и митингами. Да и те, надо подчеркнуть, могут закончиться по-разному. Спрашивается, почему в одном случае митинг кончается отставкой правительства, а в другом – ничем? 
В общем виде можно сказать, что каждое действие требует определенной подготовки; все зависит от организации общественной акции. Рассматривая проблему более конкретно, следует учитывать кто организует акцию, с какой целью, в каких условиях и многое, многое другое. 

Что необходимо учитывать в планировании общественных действий?
Шансы на успех и ресурсы организации. Цель действий должна быть соотносима с силами организации. Действовать надо так, чтобы добиваться полного успеха, хотя бы в малом. Известный польский правозащитник Марек Новицкий, разъясняя специфику общественных действий, подчеркивал, что необходимо планировать их так, чтобы добиваться полного, а не частичного удовлетворения властью требований, особенно на начальном этапе. Если проиграть в самом начале – никто потом не поддержит: мало кто сможет поверить в дальнейший успех неудачников. Даже удовлетворение наших требований наполовину будет расцениваться многими как неудача: борьба за ценности имеет механизм отличный от борьбы за материальные блага. Поэтому лучше начинать с выдвижения пустяковых требований, добиться удовлетворения которых нетрудно, да и для власти в таком случае нетрудно будет уступить. Как говорил М.Новицкий, если мы потребуем от власти отдать нам спичечную фабрику, над нами только посмеются. Если же мы попросим у власти одну спичку – скорее всего мы ее получим. Потом мы можем сказать: мы просили одну спичку и получили ее. Все увидят, что мы смогли добиться своего. Потом мы попросим десять спичек. Десять спичек тоже пустяковая вещь, нетрудно будет востребовать их. Наш авторитет еще более окрепнет: все, что мы требуем от власти, выполняется. Потом мы можем просить коробок. Потом – десять, сто, ящик, вагон. И власть и общество уже будут рассматривать нас как силу. Власть, на всякий случай, сочтет за благо не связываться и давать, что просят. Когда мы потребуем фабрику, у нас имеется много шансов получить ее по первому требованию. Но даже, если этого не произойдет, теперь мы сможет поднять на борьбу достаточно много людей. Они будут верить в нашу успешность и поэтому будут решительнее в своей поддержке. Вероятность победы очень велика. 
Сужение области действий. Другая образная аналогия, к которой любил обращаться Марек Новицкий – кирпичная стена. Если мы начнем методически разламывать стену, у нас уйдет на это много времени и сил. Кроме того, власть может успеть за это время выстроить еще одну стену. Однако может оказаться достаточным вышибить один кирпич, чтобы рухнула вся стена. Мы будем эффективными, если сможем отыскать этот кирпич и сосредоточить все свои силы на нем. Также и в общественных действиях нам следует найти точку сосредоточения усилий, что позволит добиваться успеха, опираясь на сравнительно небольшой потенциал. Изменив первоначально немногое, мы многое приобретаем в стратегическом плане.
Сосредоточиться на сущностных сторонах проблемы. Провести разграничение между причиной и следствием часто бывает сложно. Ужасный характер следствий часто подталкивает общественность к немедленным и, к сожалению, не всегда продуманным действиям. Это то же самое, что воздействовать на симптомы болезни, а не на ее причины. К примеру, подавляющее большинство клиентов общественных правозащитных приемных первостепенными для себя считают социально-экономические права. Правозащитные организации должны определиться, какому количеству клиентов они смогут помочь. Вне зависимости от этого важно понимать, что в наших условиях основные усилия следует сосредоточить на обеспечении соблюдения личных и политических прав, поскольку, например, отсутствие независимого суда не даст возможности добиться выплаты зарплаты врачам Н-ской поликлиники и т.п. 
Другая сторона дела. Можно один за другим выигрывать в районном суде иски, ставшие следствием несовершенства какого-либо закона. Сам закон мы сможем исправить, выиграв одно дело, но в Конституционном суде. 
Масштабность проблемы. Следует учесть, как много людей заинтересовано в решении проблемы. Если много, то мы можем планировать наши действия с опорой на широкую общественную поддержку.
Социально-политическая ситуация в стране. Сложившаяся в стране ситуация может способствовать или препятствовать нашим действиям в том или ином направлении. Трудно представить, что в условиях только что объявленного дефолта власть удовлетворит наши требования выделить средства на установку дополнительных светофоров (с целью упростить жизнь пешеходов). Если же ситуация нам благоприятствует, власти могут уступить срезу, понимая, что конфликт при сложившихся обстоятельствах ей невыгоден. 
Стоит обратить внимание на политический календарь. Очевидно, что перед выборами политики не пойдут на принятие экономически оправданных решений, ущемляющих сиюминутные интересы большинства, зато согласятся с принятием социальных программ, особенно, в интересах пенсионеров. И, наоборот, в первый год после выборов политикам легче принять так называемые непопулярные решения. Мы можем учесть в своих действий вынесение на парламентские слушания какого-либо вопроса, визит в наш город представителя важной международной организации и т.п. В ряде случаев нельзя пренебрегать учетом погодно-климатических условий. Например, уличные митинги и шествия зимой лучше не проводить.
Наличие союзников и противников. Необходимо идентифицировать реальных и потенциальных союзников и противников, продумать способы выстраивания взаимоотношений с ними. Особенно внимательно следует отнестись к учету потенциала других НКО, которые могут нас поддержать в достижении цели. Выстраивание коалиции и организация коллективных действий не только умножит наши возможности, но и позволит поднять наш авторитет и влияние в целом. 
Источники финансирования. Иногда организация общественных действий не предполагает расходов. Но чаще без затрат обойтись не удается. Инструменты достижения наших целей могут оказаться дорогими. Это не значит, что мы обязательно должны отказаться от них. Речь идет только о поиске источников финансирования адекватных поставленным нами задачам. 
Чаще всего взгляды НКО обращаются к зарубежным донорам. Причины понятны. На многие проекты трудно найти средства внутри страны. Кроме того, получение денег от зарубежных благотворительных организаций дает НКО известную независимость. Однако в последнее время объем финансирования ими российских НКО уменьшается, да и не всегда можно найти доноров, поддерживающих проекты, соответствующие поставленным нами задачам. Некоторые НКО стремятся набрать как можно больше любых грантов, действуя таким образом в ущерб своей миссии, что в дальнейшем чаще всего оборачивается негативом. Не останавливаясь на проблемах выстраивания взаимоотношений с благотворительными фондами, обратим внимание на то, что возможно привлечение и внутренних источников для определенного рода проектов. Иногда это могут быть деньги бизнеса, особенно, если он позиционирует себя как социально ориентированный бизнес. Иногда это могут быть средства бюджета (федерального, регионального, муниципального). Отказываться раз и навсегда от получения денег из рук власти, вероятно, не стоит, но каждый раз следует задумываться о том, не попадает ли НКО вследствие такого финансирования в зависимость от власти. Если такая опасность есть, НКО должно задуматься: будут ли ее действия являться защитой общественных интересов или защитой интересов власти (иногда против общества).

Динамика общественных действий.
Каждое общественное действие имеет свою динамику. Вряд ли возможно выработать схему, которая годится для всех НКО и на все случаи жизни. Хотя очертить в общем виде определенную последовательность шагов все же можно, понимая, что возможна коррекция алгоритма. В качестве первых подготовительных шагов можно назвать выбор цели (об этом речь уже шла), сбор информации по проблеме и разработка стратегии действий. Последнее включает в себя SWOT-анализ*, анализ сторон силы (союзники-противники, субъекты принятия решений и т.п.), формулирование требований, определение форм и последовательности действий, способов информирования и т.д. Первым практическим действием обычно является доведение до сведения властных структур наших ожиданий. Возможны ситуации, когда власть удовлетворяет наши ожидания уже на этом этапе. Но этого, чаще всего не происходит, поэтому наши действия продолжаются. Как правило, далее организуются информационные акции. основная цель – не только проинформировать как можно больше людей о проблеме и наших требованиях, но и найти как можно больше влиятельных сторонников. На это надо обращать внимание в первую очередь, подбирая целевые аудитории при проведении информационных акций. После завершения поиска союзников возможным шагом может стать предъявление ультиматума тем, от кого зависит принятие требуемого решения, с указанием срока, когда начнутся акции общественного давления. Следующими шагами становятся коллективные акции прямого нажима, которые могут сводиться к разрыву связей между государством и его гражданами (граждане не выполняют каких-либо предписаний государства, бойкотируют какие-либо учреждений или сервисы; в результате утрачивает привычные рычаги управления) и к созданию перебоев в деятельности государственных учреждений (блокирование информационных каналов учреждения, создание обстановки в которой затрудняется работа учреждения и т.п.). Грамотно выполненные акции прямого нажима ставят властные структуры перед необходимостью перемен или их имитации. Поэтому конфликтная ситуация, скорее всего, приведет к переговорам НКО с представителями власти, в ходе которых должны обсуждаться формы и методы решения проблемы. 

Типичные ошибки.
Планируя общественные действия следует помнить о типичных ошибках, которые могут свести на нет все наши усилия. Не будем повторяться, останавливаясь на тех опасностях, учесть которые можно, приняв во внимание изложенные выше рекомендации. 
Не учитываются перспективы. Можно серьезно ослабить организацию в стратегическом плане, если сосредоточиться только на решении важной, насущной, но все же сиюминутной проблеме. Жизнь не кончается сегодняшним или завтрашним днем. Поэтому всегда стоит задумываться о перспективах дальнейшего сотрудничества с родственными организациями, выстраивания взаимоотношений с властью и т.д.
В действиях отсутствует конструктивная программа. Тем, кто только протестует, меньше доверяют. Даже если мы боремся против чего-то, у нас должна быть конструктивная программа. Кто-то от наших действий должен получить пользу. К примеру, мы будем не только требовать исправить какой-либо закон, но помогать людям, пострадавших от его применения. Еще лучше, если мы сможем объединить много сторонников вокруг нашей позитивной программы. Если мы соберем у тысячи человек по рублю для решения какой-либо проблемы, это будет намного полезнее, чем найти бизнесмена, который даст 10 тысяч рублей. Люди, лично принявшие участие в акции, будут воспринимать ее, как свое кровное дело; на них можно будет опереться в наших дальнейших действиях.
Слова и дела НКО отталкивают от конструктивного разрешения проблемы лиц, принимающих решения. Если мы будем говорить представителям власти: «вы – негодяи!», «вы врете!», «вы все равно ничего не сделаете!», вряд ли мы подтолкнем их к решению проблемы. Люди не любят, когда их называют плохими, тем более публично. Когда человека загоняют в угол, он начинает обороняться особенно ожесточенно. Мы должны понимать, какую цель преследуем: мы хотим кого-то наказать или мы желаем добиться от него каких-то изменений. Если разоблачения представителей власти не являются нашей главной целью, то необходимо особо тщательно продумывать корректность своих слов и действий. Напротив, мы может приблизиться к цели, твердо заявляя оппонентам: «мы верим, что через пять дней …» и т.п. Если же власть пошла на переговоры, соблюдение такта тем более необходимо.
Обвинение в чем-либо тех, на чью поддержку мы рассчитываем. Если мы будем обвинять людей, что они что-то делают не так, что они равнодушны и т.п., можно оставить надежду на поддержку со стороны этих людей: вряд ли они будут поддерживать тех, кто их оскорбляет. Наоборот, привлекая публику на свою сторону, следует акцентировать внимание на лучшие качества людей. 
Приостановка уже подготовленных или начавшихся действий. Отступление может вызвать охлаждение к акции людей, принимающих в ней участие. Так провалился организованный Мартином Лютером Кингом бойкот чернокожим населением автобусов, начавшийся перед Рождеством. Организаторы акции решили не портить людям праздник и постановили на время прервать бойкот. Однако после этого идти пешком несколько километров никто уже не захотел.
Протест становится самоцелью акции. Крайне важно, чтобы наша борьба без применения насилия не превратилась в обычный протест. Протест сам по себе редко приносит положительный результат. Мы хотим победить, добиться изменений, используя при этом разнообразные инструменты воздействия, а не завязнуть в бессмысленных протестах. Такого рода бессмысленными действиями часто становятся митинги и демонстрации. Само по себе гуляние по улицам ничего не дает. Даже диктаторы привыкают к демонстрациям. Опасность для власти несут те митинги и демонстрации, которые являются акциями массового неповиновения, являются, в сущности, ультиматумом власти. Подчеркнем, что такие техники, как митинги и демонстрации могут быть эффективны лишь при условии поддержки значительной массы населения. В противном случае они только продемонстрируют нашу слабость: какие-то чудаки топчутся на улице, а власть их игнорирует и делает все по-своему. 

Просветительские действия


Любую деятельность, связанную с информированием населения о проблеме, с формированием определенного отношения к ней можно назвать просветительскими. Наиболее действенной и распространенной формой является обучение тех или иных целевых групп. Для общественности имеются возможности интегрировать обучение в интересующей ее области в программы образовательных учреждений и вести обучение самостоятельно, внесистемно. Грамотно проведенная интеграция курсов, разработанных НКО или инициативными группами, в программы средних и высших образовательных учреждений дает общественному просветительству широкую аудиторию, позволяет решать вопросы просвещения системно. Возможности для такого подхода очень широкие, особенно в связи с переходом школ к профильному обучению в старших классах. Естественно удачная интеграция невозможна без глубокого знания специфики работы образовательных учреждений, методик обучения, опыта подготовки образовательных программ. Очевидно, что составлением программ ограничиваться нельзя, они, скорее всего, останутся невостребованными без подготовки учебных и методических пособий по разработанному курсу, без разъяснений самим учителям, как работать с предлагаемыми программами, методиками, пособиями и т.д. При этом и сам курс и методики преподавания должны заинтересовать учителя. В противном случае можно представить только административные механизмы привлечения учителя к преподаванию нового курса, что, скорее всего, обернется казенщиной и отвращением от него как учителя, так и учеников.
При всей важности наших попыток внедрения своих курсов в государственные образовательные стандарты внесистемное обучение также необходимо. Во-первых, потому что целый ряд проблем не вписывается в программы образовательных учреждений. Во-вторых, имеются целевые группы, которым требуется углубленное обучение весьма специфичным вещам в связи с их положением, профессиональной деятельностью или интересами. В-третьих, потому что образование взрослых, чаще всего являющееся образованием дополнительным плохо укладывается в парадигму функционирования российской системы образования. По охвату аудитории внесистемное обучение, конечно, будет уступать государственной образовательной системе. Однако большим плюсом является то, что такое обучение сфокусировано на четко подобранные целевые группы, с высокой мотивацией к получению знаний и навыков обучающихся. Кроме того, в этом случае организаторы обучения абсолютно независимы от власти в выборе содержания образования и методов передачи знаний.
Просвещение может также вестись с помощью целого ряда давно апробированных и инновационных техник. В качестве признанных форм просветительской работы можно упомянуть издательскую деятельность, использование средств массовой информации, экспонирование выставок, организацию просветительских конкурсов и т.п. В последнее время НКО опробуют такие формы просветительских действий, как проведение разнообразных промоушн-акций, социальной рекламы, в том числе в СМИ. Например, в Перми, при поддержке городской администрации, проводилась акция «Мудрость мира», заключающаяся в том, что на стекла общественного транспорта наклеивались прозрачные стикеры с изречениями известных мыслителей. Нестандартной можно назвать и просветительскую акцию «Язык вражды», проводимую в нескольких городах России. В Перми эта акция, поддержанная Молодежным Мемориалом, заключалась в публичном закрашивании ксенофобских надписей на стенах и заборах и в подготовке информационного стенда. 
Возможности для просветительских действий общественности широчайшие. Но следует отдавать себе отчет в необходимости специальной подготовки к проведению любой акции. Все просветительские действия должны готовиться профессионально подготовленными к ним людьми. Естественно, что при работе с разными целевыми группами необходимо выбирать адекватную этой группе методику. При планировании стоит оценить все возможные позитивные и негативные эффекты наших действий, спрогнозировать результат. Возможно, от каких-то эффектных шагов целесообразнее будет отказаться. В просвещении, как и во врачебном деле, следует руководствоваться принципом «не навреди». 

Иногда достижение поставленной цели оказывается возможным при применении одной из форм действий: например, правовых или политических. Иногда цели можно достичь, проведя лишь одну акцию. Обычно это возможно, если задача не слишком сложна. Чаще требуется комбинация нескольких или всех форм действий в защиту общественных интересов. 


* - Описанная в ряде изданий технология анализа сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и рисков.

Центр гражданского образования и прав человека, 2003 - 2024

Яндекс.Метрика